Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Содержание педагогического проекта

Дата: 18 октября 2019 в 20:37, Обновлено 31 октября 2019 в 22:04

Управление по образованию, спорту и туризму Узденского райисполкома

Государственное учреждение образования «Узденская районная гимназия»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы»

                                      

Срок реализации: 2019 – 2021

Руководитель педагогического проекта:

Пиликевич Вероника Валерьевна, педагог-психолог

тел.: 8(029) 349 79 54

E-mail: nika.pil@mail.ru

                                             

Узда, 2019


Юридическое название учреждения образования: государственное учреждение образования «Узденская районная гимназия»

Тема педагогического проекта: «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы»

Срок реализации педагогического проекта: 2019 – 2021

Сведения о руководителе учреждения образования: Казловская Галина Эдуардовна, директор государственного учреждения образования «Узденская районная гимназия»

Сведения о руководителе (координаторе) педагогического проекта: Пиликевич Вероника Валерьевна, педагог-психолог

Сведения об участниках реализации педагогического проекта:

Михед Ирина Васильевна, педагог социальный, Бондарь Татьяна Николаевна, заместитель директора по методической работе, Соловей Оксана Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе, Литвиненко Татьяна Александровна, педагог-организатор, Демидович Светлана Николаевна, учитель истории и обществоведения, Гладкая Галина Валентиновна, учитель истории и обществоведения, классные руководители 9-10-х классов, учащиеся 9-х и 10-х классов гимназии.

Актуальность педагогического проекта. Современный этап общественного развития характеризуется стремительными преобразованиями в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Обществу и государству сегодня необходимы люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени являются идеи компетентностного подхода в обучении, отличительной особенностью которого является усиление практической жизненной направленности образования.

А.В. Хуторской трактует компетентность как «комплексную характеристику личности, отражающую результат субъективированного освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющуюся в готовности и способности принимать ответственные решения в автономной социально-ориентированной ситуации» [30].

В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в различных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности.

По мнению Н.В. Веселковой, Е.В. Прямиковой, под социальной компетентностью личности понимаются «знания, умения и навыки конкретного индивида, приобретенные и усвоенные им в результате взаимодействия с социумом, и его способность ориентироваться в социальной среде» [4].

Социальная компетенция – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. 

Рассматривая процесс развития социальных компетенций учащихся в контексте допрофильной и профильной подготовки, можно выделить ряд противоречий, из-за которых возможности школьного образования реализуются далеко не полностью.

Во-первых, это связано с пониманием социальной компетентности, ее смыслового содержания. По мнению некоторых учителей «традиционное предметное обучение, подготовка к выбору профессии уже сами по себе способствуют развитию социальных компетенций». Социальная компетентность рассматривается в данном случае как результат предметного обучения. Однако необходимо понимать, что основные её компоненты, связанные с такими компетенциями как целеполагание, умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей, умение управлять своими эмоциями в общении, способность к эффективной коммуникации могут успешно формироваться только в практической деятельности.

Во-вторых, в ходе профориентационной работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути и профессии, в частности. У многих учащихся обнаруживаются трудности в проектировании собственного будущего, неумение планировать свою деятельность, недостаточное представление о собственных сильных и слабых сторонах личности, в следствие чего профориентация в рамках образовательного процесса всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокого уровня профессионализма.

В последние годы эти данные подтверждают и психодиагностические исследования, проводимые в рамках психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения в гимназии. Около 40% учащихся 9-х классов испытывают различного рода трудности в выборе своего профессионального пути и постановке долгосрочных целей, связанных с профессиональной самореализацией. Для того, чтобы правильно выбрать профиль дальнейшего обучения, учащемуся необходимо чётко осознавать свои профессиональные интересы и склонности и сферу их успешной реализации, правильно оценивать свои возможности, знать свои сильные и слабые стороны.

Следовательно, развитие жизненных навыков и активная жизненная позиция позволит учащимся осознанно выстраивать жизненные и профессиональные стратегии.

В октябре-ноябре 2018 года специалисты социально-педагогической и психологической службы ГУО «Узденская районная гимназия» прошли профессиональную подготовку по технологии обучения международной образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство: тренинговая программа для молодёжи» и получили сертификаты квалифицированных тренеров.

С января 2019 года гимназия участвует в реализации международной образовательной программы, целью которой является развитие основных жизненных навыков, создание лучших перспектив в области занятости и расширению возможностей трудоустройства молодёжи. В ходе работы по данной программе с группой учащихся 9-х классов наметилась хорошая перспектива в развитии таких важных навыков социального поведения как:

  • взаимодействие в коллективе и самопрезентация;
  • поведение в стрессовых ситуациях и позитивное общение; 
  • адекватная самооценка и эмпатия; 
  • саморегуляция поведения и эмоций; 
  • решение проблемных ситуаций; 
  • позитивное и конструктивное отношение к собственной личности.

В связи с получением положительного опыта в ходе реализации программы, решено было продолжить работу по данному направлению деятельности.

Таким образом, актуальность проекта подтверждается характером выше описанных выявленных противоречий в развитии личности на этапе профессионального и личностного самоопределения.

Новизна проекта заключается в обеспечении комплексного подхода к развитию социальных компетенций учащихся по двум основным векторам:

  • осуществление практико-ориентированного подхода посредством дополнения содержания образования эффективной образовательной программой по развитию жизненных навыков и подготовки к трудоустройству, а также стимулирования активности учащихся в социально-образовательной среде (участие в социальных акциях, конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, фестивалях и т.д.);
  • усиление межпредметных связей, используя возможности образовательного процесса: проведение интегрированных уроков по обществоведению.

Практическая значимость проекта определяется возможностью использования его результатов в деятельности педагогов учреждений образования при организации работы по сопровождению допрофильного и профильного обучения.

Кроме того, основным моментом, который даёт возможность предположить получение положительных результатов от реализации проекта, является высокая сочетаемость содержания программы развития жизненных навыков и подготовки к трудоустройству с содержанием деятельности социально-педагогической и психологической службы гимназии, а также учебных занятий по предмету «Обществоведение». Кроме того, реализация проекта может обеспечить практическую направленность в усвоении необходимых знаний, умений и навыков по учебным предметам, способствуя успешному развитию социально значимых компетенций учащихся, позволяя им осознанно выстраивать жизненные и профессиональные стратегии своего будущего.

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

В состав творческой группы по реализации педагогического проекта входят педагоги, имеющие высшую и первую квалификационные категории, с педагогическим стажем более 10 лет. Педагог-психолог В.В. Пиликевич, педагог социальный И.В. Михед являются сертифицированными тренерами программы по развитию жизненных навыков и подготовки к трудоустройству; оба специалиста, а также учитель истории и обществоведения Г.В. Гладкая являются руководителями районных методических объединений педагогов.  Учитель истории и обществоведения С.Н. Демидович является членом областной творческой группы и руководителем регионального ресурсного центра информационных технологий «Неман», имеет второе высшее психолого-педагогическое образование. Два специалиста, участника проекта, С.Н. Демидович и В.В. Пиликевич - победители районного этапа и лауреаты областного этапа конкурсов профессионального мастерства «Учитель года» и «Педагог-психолог года».

В гимназии созданы все необходимые условия для реализации проекта: аудитория для проведения групповой тренинговой работы с учащимися, оснащённая компьютером и интерактивной доской; модернизированный кабинет истории и обществоведения, кабинеты педагога-психолога и педагога социального, оснащённые необходимыми учебно-методическими комплексами и литературой. Кроме того, реализация образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» осуществляется при финансовой поддержке Европейской комиссии и Австрийского агентства по развитию.

Цель: развитие социальных компетенций учащихся посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство».

Задачи:

  1. Создать образовательное пространство для успешной реализации педагогического проекта.
  2. Организовать психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение проекта.
  3. Осуществлять практико-ориентированный подход посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» и стимулирования активности учащихся в социально-образовательной среде.
  4. Способствовать укреплению межпредметных связей, используя возможности образовательного процесса.
  5. Оценить и обобщить результаты проекта, подготовить методические рекомендации и проектные продукты, способствующие развитию социальных компетенций учащихся в условиях образовательного процесса.

Основная идея педагогического проекта заключается в развитии социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» в сочетании с интегрированными уроками по обществоведению и психологии, тем самым обеспечивая усиление межпредметных связей и способствуя успешной личностной и профессиональной самореализации учащихся гимназии.

Модель будущего образовательного процесса и способ ее реализации. Расширение возможностей имеет много форм. Одна из них – способность видеть доступные ресурсы и наличие знаний, позволяющих принимать правильные решения и использовать эти возможности. Поэтому при создании модели будущего образовательного процесса, учитывался тот факт, что она должна удовлетворять основным требованиям, поддерживающим логику проекта – это целесообразность и соответствие возрастным особенностям и актуальным потребностям личности учащихся.

В этой связи проект ориентирован на учащихся 9-10-х классов, поскольку согласно возрастной периодизации процесса профессионализации, это период развития профессионального самосознания и уточнения социально-профессионального статуса [22].

Кроме того, это сенситивный период для интенсивного развития критического мышления, системы личных морально-этических норм и ценностей, самосознания и личностных смыслов. В этом плане для социальной адаптации востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия.

Подросток начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

Итак, социальная компетентность в контексте нашей образовательной модели понимается как интегрированный комплекс социальных компетенций, базирующийся на системе личностных психологических особенностей, нравственных ценностей и установок личности, в совокупности позволяющий индивиду успешно взаимодействовать с обществом и продуктивно выполнять различные социальные роли [29].

Таким образом, модель будущего образовательного процесса представляет собой взаимодополняющую систему усвоения необходимых знаний, умений и навыков учащимся через содержание деятельности социально-педагогической и психологической службы и проведение интегрированных учебных занятий по обществоведению и психологии в сочетании с программой развития жизненных навыков и подготовки к трудоустройству.

Результатом подобного тандема должно стать успешное развитие социальных компетенций учащихся.

Образовательная программа развития жизненных навыков и подготовки к трудоустройству имеет два модуля:

  1. Программа «Жизненные навыки» (9-е классы)
  2. Программа «Трудоустройство» (10-е классы).

Программа «Жизненные навыки» состоит из 11 сессий, программа «Трудоустройство» содержит 12 сессий, продолжительностью 2 – 2,5 часа каждая.

Формат учебной программы даёт учащимся возможность достичь личностного развития, установить социальные связи и соотнести практические действия с будущими целями.

Рассмотрим ключевые компетенции, которые будут сформированы у учащихся в процессе реализации программы «Жизненные навыки»:

  1. Личностное понимание.
  2. Определение составляющих успеха.
  3. Постановка и достижение целей.
  4. Критическое мышление.
  5. Гендерные права и право на трудоустройство.
  6. Управление конфликтами и решение проблем.
  7. Эффективное общение.
  8. Финансовая грамотность.

Ключевые компетенции, которые будут сформированы у учащихся в процессе реализации программы «Трудоустройство»:

  1. Осмысление сильных сторон и профессиональных навыков.
  2. Техники поиска рабочего места.
  3. Как произвести хорошее впечатление на рабочем месте.
  4. Эффективное общение.
  5. Эффективное распределение времени.
  6. Предвидение трудностей и поиск путей их решений.
  7. Развитие самосознания в рабочем контексте.
  8. Понимание прав и этики поведения на рабочем месте.

Практические приложения, которые будут использоваться в период реализации программ:

  • Написание резюме
  • Поиск рабочего места
  • Прохождение интервью
  • Определение следующего шага.
  • Составление мотивационного письма.
  • Подготовка презентации.
  • Презентация.

Участники при поддержке тренеров смогут определить свою идентичность, самостоятельно сформулировать личные цели и применить навыки, которые станут залогом успешного будущего не только учащихся, но и их социального окружения. Выполняя практические упражнения, участники получат возможность решить, что им больше подходит: работа по найму или предпринимательство. Практические упражнения можно будет использовать не только в период реализации представленной программы, но и в решении будущих жизненных задач.

Для поддержки теоретической базы, осуществления межпредметных связей и повышения эффективности проекта планируется проводить интегрированные занятия по смежным темам по учебному предмету «Обществоведение».

Одна из составляющих эффективного опыта овладения ключевыми компетенциями – это рефлексия и самоанализ, которые обязательны для занятий.

Для оценки эффективности планируется использовать такие методы как наблюдение, анкетирование, опрос, метод социометрии, стандартизированные тесты и методики.  

Этапы проведения диагностических мероприятий:

1 этап.  Стартовая диагностика (сентябрь-октябрь)

2 этап.  Промежуточная диагностика (март- апрель)

3 этап.  Итоговая диагностика (март-апрель 2020/2021 учебного года)

Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта

п/п

Критерии

Показатели

Оценка результатов

1.

Развитие личности учащегося

Снижение тревоги и повышение стрессоустойчивости

Тест уровня школьной тревоги Филлипса

Уверенность в себе и самомотивация

Анкетирование

Повышение мотивации достижения

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана

Умение понимать чувства других людей, эмпатия

Тест на эмпатию В.В.Бойко

2.

Профес-сиональная ориентация учащегося

Самооценка своих возможностей и способностей при профвыборе, знание своих сильных и слабых сторон личности

Методика «Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся» Л.А. Йовайши

Умение планировать своё будущее и профессиональную карьеру

Метод построения индивидуальных планов достижения целей

Определение сферы профессиональной деятельности

Тест «Работник или предприниматель»

3.

Межличностное взаимо-действие

Улучшение психоэмоционального климата в классном коллективе

Социометрия

Межличностное общение

Анкетирование

Улучшение коммуникативных навыков

Опросник коммуникативных и организаторских склонностей Б.А. Федоршина (КОС)

Знание стратегий поведения в конфликтных ситуациях общения

Тест Томаса

4.

Педагогическая и исследовательская компетентность педагогов

Индивидуальный стиль деятельности

Методика диагностики индивидуального творческого стиля педагогической деятельности (В.С. Мерлин, Е.А. Климов)

Удовлетворённость педагогов результатами реализации проекта

Анкетирование

Укрепление субъект-субъектных отношений взаимодействия учащихся и педагогов

Анкетирование

Список использованных источников

  1. Богачева, Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 92-106. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5444/ (дата обращения: 20.03.2019).
  2. Большаков, В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. СПб., 1996. – 188 с.
  3. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Ось – 89, 2001. – 224 с.
  4. Веселкова, Н.В. Социальная компетентность взросления [Текст] / Н.В. Веселкова, Е.В. Прямикова // Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. – 38 с.
  5. Гирина В.Н., Шалашкевич Е.И., Воронович В.М.  Методические рекомендации по изучению темы «Межличностное общение» в курсе «Обществоведение» (9кл.) // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2009. -№5. .– С.48-56.
  6. Гирина, В. Н.  "Формирование базовых знаний по проблеме человека в курсе "Человек и общество" (8-9 классы):дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / В.Н. Гирина. – Москва, 1993. – 285 с.
  7. Гирина, В. Н., Снопкова, Е. И., Шалашкевич Е. И. Обществоведение в 9 классе : учебно-методическое, пособие для  учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения / В. Н. Гирина, Е. И. Снопкова, Е. И. Шалашкевич. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011. –[204 с.]
  8. Гирина, В.Н. Жизнь общества: 10-й кл.: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорус. и  рус. яз. обучения/ В.Н. Гирина, Е.Ю. Смирнова. – Минск: Новое знание, 2014. – [120с.] – (Обществоведение. Факультативные занятия).
  9. Гирина, В.Н. Интегративный характер обществоведения / В.Н. Гирина // Материалы научно-методической конф. преподавателей и сотрудников по итогам научно-исследовательской работы в 2009 г., 3 февр. 2010 г. / под ред. А.В. Иванова. - Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2010. - С. 13-14. - [2 с].
  10. Гирина, В.Н., Смирнова, Е.Ю. Жизнь общества: 10-й кл.: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и  русским  языком обучения/ В.Н. Гирина, Е.Ю. Смирнова. – Минск: Новое знание, 2014. – [260с.] – (Обществоведение. Факультативные занятия).
  11. Гирина, В.Н., Шалашкевич, Е.И., Воронович, В.М. Социальная ориентация личности: Методические рекомендации по изучению темы «Межличностное общение» в курсе «Обществоведение» »(9кл.) // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. -№1. .– С.49-56.
  12. Жизненные навыки и трудоустройство: тренинговая программа для молодёжи/ разраб. Aflatoun и SOS Kinderdorf Österreich, 2018. – 142 с.
  13. Жукова, А.В. Интеграционный подход к метапредметности образования. Опыт практика / А.В. Жукова // Нац. проекты [Электронный ресурс].   Режим доступа:http://mars.arbicon.ru/?mdl=content&id=123144. — Дата доступа: 06.03.2019.
  14. Запрудский, Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск, 2008. – 336 с. – (Мастерская учителя).
  15. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход//Образование и наука. 2003. № 5(23). С. 79 — 90.
  16. Карнаух, Ю.А. Групповое занятие с элементами тренинга «Формирование навыков целеполагания» для учащихся 9–11 классов общеобразовательной школы. [Текст] / Ю.А Карнаух. – Омск: «ООЦПО». 2002.
  17. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под
    ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК»,
    2007. - 327 с.
  18. Концепция учебного предмета «Обществоведение» – Минск : НИО, 2009.
  19. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2.
  20. Краевский, В.В., Хуторской, А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2.
  21. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — с. 3–12.
  22. Маркова, А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с. 
  23. Миронова, Е. Е. Сборник психологических тестов / Е. Е. Миронова. – М., 2005. – 155 с.
  24. Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся [Текст]/ Осницкий А.К. // журнал «Вопросы психологии» – 1992. № 10. – С. 30 -32.
  25. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.
  26. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия [Текст]/Г.В. Резапкина – Москва: «Просвещение», 2000. – 78 с.
  27. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.// Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  28. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - C. 193-197.
  29. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. – 73 с.
  30. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения / А.В.Хуторской // Педагогические технологии. — 2012. — № 4. — С.36—48.

                                                                                          

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.