Социально-педагогическая и психологическая служба
Государственного учреждения образования «Узденская районная гимназия»
Рекомендации родителям
«Родительская поддержка в личностном и профессиональном самоопределении учащихся»
Вот, наконец, и пришло то время, когда ваш ребенок стоит на пороге выбора будущей профессии - это интересный момент жизни, и в то же время, как и любой выбор, приносящий волнения, сомнения, переживания и для ребенка, и для родителей. Ваша задача грамотно помочь ребенку в этом не простом деле, ведь выбор должен быть не только осознанным, но и соответствовать интересам и способностям ребенка.
Почему ребенку нужна ваша помощь? Большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения и это естественно, так как вопрос очень важный и принятое решение повлияет на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать поддержку и сопричастность со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.
Но не стоит полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Мы должны помочь им в этом сложном деле, но не осуществлять выбор за них.
Выбор ваших детей можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
Во-первых, ребёнок должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств - интеллектуальных, физических, личностных.
Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
Способы стимулирования детей к изучению современных тенденций рынка труда
Бывает, что ребёнок совсем не задумывается о будущей профессии. Родителей его ответ «Не знаю» на вопрос «Кем ты хочешь стать?» огорчает, если не бесит, особенно, если подросток ничем особо не занят, кроме компьютера. Сохраняйте спокойствие! Ваши эмоции ещё больше отпугнут его, нарушат доверие между вами. Лучше поделитесь вашей тревогой за неопределённое будущее подростка и разговаривайте, разговаривайте, разговаривайте.
Если же ваш ребенок совсем не знает и не может представить свое будущее, а вот уже скоро нужно будет подавать документы на поступление, попробуйте вместе с ним рассмотреть преимущества тех или иных профессий, «примерить» их на себя.
Разговоры дома о вашей работе (от плюсов до минусов) помогут ребёнку вникнуть в трудовые отношения, трудовой процесс. Неплохо, если ваш ребёнок побудет на вашем рабочем месте (а также у знакомых и родственников). Конечно, ребёнок ходит на экскурсии на предприятия города, но знать «кухню» изнутри ему будет тоже полезно. Это поможет если не выбрать профессию, то направить ребенка в правильное русло, озадачить его вопросом выбора профессии.
Оказывайте ребёнку поддержку, демонстрируйте веру в его способность правильного выбора, не давите! Ваша уверенность и уважение сделают своё дело.
Принимая решение о выборе профессии, месте работы, планируя профессиональную карьеру, важно знать ситуацию на рынке труда и рынке профессий в данный момент и предполагать ее расклад в будущем, иначе человек рискует столкнуться с переизбытком специалистов и, следовательно, высокой конкуренцией.
Для лучшей ориентации на рынке труда, познакомьтесь со статьёй «Современный рынок труда», адресованный учащимся гимназии.
Знакомство с востребованными специалистами, их профессионально важными качествами, требованиями работодателей к работникам, может подстегнуть вашего ребёнка к работе над собой, выбору нужного спецкурса в школе.
Изучение рынка труда вполне возможно с помощью интернета. Познакомьтесь вместе с ребёнком с сайтами центров занятости, просмотрите каталог вакансий, почитайте мнение специалистов, работающих в этой сфере. Ваш искренний интерес и поддержка помогут вашему ребёнку в вопросе выбора профессии.
Однако общих предположений о тенденциях на рынке труда недостаточно, необходимо также проводить анализ местного рынка труда, знать на каких специалистов есть хороший спрос, какие к ним предъявляются требования, какая предполагается оплата труда.
Влияние родителей на отношение ребенка к себе
Наше мнение о себе, наша самооценка играет важную роль в становлении личности. Взрослые еще могут как-то защититься от критики со стороны других людей, не снизив самооценки. А ребёнок? Он раним и чувствителен. И решающее влияние на его отношение к себе оказывают самые близкие люди — его родители. С первых дней жизни ребёнок усваивает отношение матери к себе, формируя образ себя как «хорошего» или «плохого».
Ребёнок с позитивным самоотношением - уверен в себе, понимает, принимает и уважает себя. В поведении он независим, манера выражения уверенная.
Таким образом, принимающее, т.е. внимательное, уважительное отношение родителей к ребёнку способствует самопринятию ребёнка, отвергающее же - неприязненное, неуважительное, пренебрегающее - отношение приводит к неприятию им самого себя, переживанию им своей малоценности и ненужности.
У подростков с адекватной самооценкой родители строги, но последовательны. Они требуют, чтобы их ребенок много знал и умел, рос отзывчивым и честным, но в то же время проявляют достаточную гибкость и при определенных обстоятельствах допускают исключения из правил. В таких семьях теплота отношений сочетается со строгой дисциплиной. Здесь проявляют взаимопонимание и привязанность.
Родители подростков с низкой самооценкой часто непоследовательны в своих
ожиданиях и методах воспитания: слишком многое запрещают или чрезмерно критично относятся к детям. Неуверенность у ребёнка формируется, даже если такое поведение демонстрирует один из родителей.
У подростка появится адекватная самооценка только в том случае, если родители заботятся и проявляют к нему интерес.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешным, уверенным в себе.
Родитель готов тратить на это много денег и сил. Часто в повседневной гонке мы забываем о самом главном в воспитании - отношении к детям. Самые близкие люди — родители - оказывают решающее влияние на отношение ребёнка к себе, его самооценку.
Рекомендации родителям
- Не стоит оберегать ребёнка от решения повседневных дел, решая за него проблемы. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделанного.
- Поощряйте ребёнка, когда он этого заслуживает, но не перехваливайте его. Похвала должна быть соизмерима с поступком.
- Поощряйте в ребёнке инициативу. В то же время поощряйте и других детей в его присутствии, подчеркнув достоинства другого, покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.
- Сравнивайте ребёнка с самим собой, но не с другими.
- Чаще создавайте ситуацию успеха, чтобы ребёнок получал удовольствие, верил в свои силы и стремился к достижениям.
- Больше внимания уделяйте базовым потребностям, без которых не может сформироваться способность адаптироваться к новым условиям и адекватная самооценка.
- Будьте внимательны к ребёнку, принимайте его таким, каков он есть. Показывайте ему свою любовь (прикасайтесь к нему, обнимайте, целуйте). Помните, что «недолюбленные» дети отстают в развитии.
- Будьте последовательны в своих начинаниях!
Как помочь детям минимизировать ошибки в выборе профессии
В чем же может состоять помощь родителей и что важно учитывать:
- Очень важно находить время для общения с ребенком по душам, только так вы можете узнать о его мечтах, планах, интересах. При этом, конечно, важна ваша искренняя заинтересованность. Важно не навязывать свое мнение, а предлагать несколько вариантов, не высмеивать мечты ребенка, какими бы нереальными они не были.
- Детям очень важен опыт своих родителей. Расскажите, как вы выбирали профессию, чем при этом руководствовались, кто вам помог.
- Если вас огорчает профессиональный выбор вашего ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте категорично, это приведет только к конфликту. Действуйте конструктивно: постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор, проанализируйте последствия этого решения (ближние/через 1-2 года) и дальние (через 5-10 лет), положительные и отрицательные). Объясните ребенку, что ответственность за принятое решение будет на нем.
- Если ребенок предварительно выбрал для себя профессию, помогите ребенку проанализировать ситуацию по следующей схеме:
- его внутренние резервы (способности, знания по предметам), внутренние помехи: что есть в ребенке такого, что может помешать осуществлению мечты - состояние здоровья, недостаточные знания, личностные особенности - и возможность преодоления этих помех,
- внешние благоприятные факторы (наличие поддержки в окружающем мире),
- внешние неблагоприятные факторы (наличие помех в окружающем мире).
- Если старшеклассник не может определиться со своими планами, надо попытаться понять, с чем это связано. Если он только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Ребенок всегда выбирает только то, что знает, поэтому дайте ему как можно больше информации о различных профессиях, о его возможностях в жизни. Вероятно, для самоопределения ему не хватает именно этих знаний.
- Многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить вуз или колледж), и в этом помощь родителей может быть незаменима. Сходите с ним на день открытых дверей в разные образовательные учреждения, изучите имеющиеся у них образовательные направления.
- Обсуждая будущую профессию, не зацикливайтесь на одном варианте, рассматривайте разные, так как наличие альтернативы может снизить напряжение и тревогу у ребенка.
- Современные юноши и девушки при выборе профессии ориентируются на следующие факторы: престижность профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии, принципы и нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов становится материальный - возможность хорошо зарабатывать в будущем. Объясните, что это, конечно, важно, но если работа не приносит радости, то это сделает жизнь невыносимой.
- Предложите ребенку обратиться на консультацию к психологу и пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, склонности.
- Помните: самая главная ценность - здоровье и благополучие ребенка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребенку, соответствуют его способностям.
Удачи вам!
Для подготовки материала были использованы источники:
http://novosibirsk.monavista.ru/news/835004/
http://brainmod.ru/tests/manual/klimovs-types/people-technique/