Социально-педагогическая и психологическая служба
государственного учреждения образования
«Узденская районная гимназия»
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
И ВЫБОРУ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
Рекомендации родителям учащихся 9-х классов
Основные причины волнения перед экзаменом:
- Негативная установка: «Вдруг не сдам?!»
- Недостаток подготовки
- Волнение окружающих
Уважаемые родители!
Помните о том, что:
Родители не могут сдать экзамены вместо своего ребёнка, но они могут быть вместе с ребёнком во время его подготовки к экзаменам
По вопросам психолого-педагогической диагностики профессиональных интересов и склонностей, профориентационного консультирования обращаться к Пиликевич В.В., педагогу-психологу районной гимназии.
Конт. тел.: +375 29 349 79 54
Волнение перед экзаменом и как с ним бороться
Волнение перед экзаменом – вещь совершенно естественная. Организм готовится к предстоящему испытанию, адреналин выбрасывается в кровь. Если Вам кажется, что волнение и страх перед экзаменом достигли такой силы, что будут Вам серьёзно мешать, не стоит пить успокоительные таблетки и капли. Это, как и стресс, может привести к заторможенности и дезорганизации.
Во-первых, вы можете мысленно прокрутить весь экзамен: «Вот вы, успокоившись, входите в кабинет, подходите к столу и берете билет. Вы знаете материал и отвечаете на все вопросы». «Прожив» это мысленно, во время настоящего экзамена вы будете чувствовать себя спокойнее и увереннее.
Во-вторых, освойте несколько психологических упражнений. Эти упражнения помогут вам снять внутреннее психоэмоциональное напряжение, расслабиться и даже улучшить настроение с помощью дыхания и самовнушения.
Упражнение 1.
Сядьте удобно, выпрямите спину. Сосредоточьте свое внимание на словах «Я спокоен». Повторите их медленно, несколько раз. Не пытайтесь отгонять мысли, т.к. это вызывает дополнительное напряжение. Затем мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая». Снова повторите: «Я спокоен». После этого 5-6 раз произнесите слова: «Левая рука тяжелая». Затем повторите: «Я спокоен». В завершении сожмите кулаки, сделайте глубокий вдох. Сделайте выдох и расслабьте кисти рук. Затем повторите все сначала, но «тяжелеют» при этом ноги.
Упражнение 2.
Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох, разводя руки в стороны, поднимая ладони до уровня груди. Вздохнув, задержите дыхание, представив, что все волнения и переживания накапливаются в воздухе. Затем сделайте резкий выдох (при этом издав звук «х»), наклоняя туловище вперед, бросая руки как плети к носкам. Справиться с тревожным состоянием поможет чередование напряжения и расслабления тела.
Психологическая поддержка при подготовке к экзаменам
В период подготовки к экзаменам дети испытывают большое физическое и психологическое напряжение. В это время им как никогда нужна поддержка и помощь родителей.
Важно правильно организовать питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения оно должно быть сбалансированным, разнообразным, с достаточным количеством фруктов и овощей. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу мозга. Также полезен шоколад.
Уделяйте ребенку больше внимания. Будьте мягче с ним и не столь категоричны в суждениях. Когда ребенок рассказывает вам о своих тревогах и волнениях, не комментируйте их, а поддерживайте его словами: «В нужный момент ты все вспомнишь. Я верю в тебя». Полезно рассказать историю об успешной сдаче экзамена из своей жизни.
Не следует усиливать переживания ребенка своим собственным тревожным состоянием. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент, как правило, справляются со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может «взорваться». Если вдруг оказалось, что отсутствует какой-то необходимый материал для подготовки к экзамену, не упрекайте ребенка в безответственности. Скорее всего, это случайность, лучше найдите недостающий источник, пока ребенок работает с другим материалом. И ваш сын или дочь будут благодарны вам.
Старайтесь не показывать ребенку свою тревогу по поводу экзаменационных баллов и отметок. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным критерием его возможностей. Как правило, ребенок сдает не один, а несколько экзаменов: порадуйтесь с ним успешному результату, не критикуйте ребенка после экзамена, поддержите, если экзамен сдан не так, как хотелось бы, – это не трагедия.
Помогите ребенку правильно организовать процесс подготовки к экзаменам. Наблюдайте за самочувствием ребенка, т.к., кроме вас, никто не сможет вовремя заметить ухудшение состояния его здоровья, вызванное переутомлением. Постарайтесь создать доброжелательную атмосферу в семье.
Профессиональное самоопределение и профиль обучения
Выбор профессии - одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни.
Есть такое выражение: «Счастье - это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой».
При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка своих объективных возможностей - уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
Обучение в профильных классах необходимо для того, чтобы подготовиться к поступлению на выбранную специальность, поэтому к концу 9-го класса важно определиться с профессиональным выбором или хотя бы с областью профессиональных интересов. Для того, чтобы его сделать наиболее точным и успешным для наших ребят, в гимназии проводится соответствующая профориентационная работа: психолого-педагогическая диагностика способностей, профессиональных интересов и склонностей, профориентационные занятия и консультации, ведутся профориентационные карты учащихся с 7-го класса. По результатам профдиагностики ребятам рекомендуются соответствующие их склонностям профили обучения:
-
физико-математический;
-
химико-биологический;
-
филологический;
-
обществоведческий.
Учитывайте полученные результаты и рекомендации в выборе профиля обучения.
Условия выбора профессии:
-
Сфера «хочу» - интересы, стремления.
-
Сфера «могу» - способности, особенности характера.
-
Сфера «надо» - условия рынка труда, потребность в специалистах.
Итак, при выборе профессии нужно:
-
знать как можно больше профессий;
-
определиться в своих интересах;
-
знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
-
иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
-
иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать, либо самому попробовать;
-
оценить свои возможности и способности, а также их соответствие с теми требованиями, которые предъявляют профессии;
-
знать, какие специальности востребованы на рынке труда.