Психолого-педагогические рекомендации для участников
педагогического проекта «Развитие социальных компетенций
учащихся в системе работы социально-педагогической
и психологической службы»
Рекомендации педагога-психолога педагогам по развитию социальных компетенций и повышению уровня профессионального самоопределения учащихся в подростковом и юношеском возрасте
- В работе по профессиональному самоопределению необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности учащегося, его способности, желания, профессиональные и личные интересы.
- Стимулируйте интерес учащихся к самопознанию. Для учащихся, неопределившихся в своём профессиональном выборе, будут полезны профдиагностика и профконсультирование с профориентологом или педагогом-психологом.
- Для развития профессионального самосознания полезно знакомство учащихся с описательной характеристикой профессий, их спецификой, а также беседы с представителями той или иной профессии, «профессиональное погружение» с возможностью проживания и примерки профессиональной роли. Данные мероприятия могут значительно облегчить выбор будущей специальности.
- Необходимо развивать у учащихся уверенность в себе, умение самостоятельно принимать решения в отношении своего профессионального выбора и дальнейшего профессионального обучения.
- Чаще создавайте ситуацию успеха, чтобы учащийся получал удовольствие, верил в свои силы и стремился к достижениям.
- Старайтесь избегать навязывания подросткам своих профессиональных взглядов и убеждений. Очень важно, чтобы молодые люди сами сделали свой выбор, он должен быть осознанным и соответствовать их интересам и способностям.
8. Используйте результаты психолого-педагогической диагностики в организации общения с детьми, испытывающими трудности социально-психологической адаптации.
9. Будьте последовательны в своих действиях и словах.
- Поощряйте в учащемся инициативу. В то же время поощряйте и других детей в его присутствии, подчеркнув достоинства другого, покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.
Рекомендации педагога-психолога родителям по развитию социальных компетенций и повышению уровня профессионального самоопределения учащихся в подростковом и юношеском возрасте
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешным, уверенным в себе и готов тратить на это много денег и сил. Часто в повседневной гонке мы забываем о самом главном в воспитании - отношении к детям. Самые близкие люди — родители - оказывают решающее влияние на отношение ребёнка к себе, его самооценку.
- Необходимо формировать у учащихся потребность в труде, в общественно полезной деятельности. Если человек не может найти себя в труде, то ищет другие способы в реализации своего «Я» и часто находит их в бесцельном времяпрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни.
- Больше внимания уделяйте базовым потребностям, без которых не может сформироваться способность адаптироваться к новым условиям и адекватная самооценка.
- Старайтесь избегать упрёков и натиска в своих советах.
- Необходимо развивать в детях уверенность в себе, умение самостоятельно принимать решения в отношении своего профессионального выбора и дальнейшего профессионального обучения. Большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения и это естественно. Поэтому, ребёнку очень важно ощущать поддержку и сопричастность со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.
- Чаще создавайте ситуацию успеха, чтобы ребёнок получал удовольствие, верил в свои силы и стремился к достижениям.
- Ребёнок с позитивным самоотношением - уверен в себе, понимает, принимает и уважает себя. В поведении он независим, манера выражения - уверенная. Внимательное, уважительное отношение родителей к ребёнку способствует самопринятию ребёнка, отвергающее же - неприязненное, неуважительное, пренебрегающее - отношение приводит к неприятию им самого себя, переживанию им своей малоценности и ненужности.
- Сравнивайте ребёнка с самим собой, но не с другими.
- Поощряйте в ребёнке инициативу. В то же время поощряйте и других детей в его присутствии, подчеркнув достоинства другого, покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.
- Если ваш ребёнок выбрал профессию, проанализируйте вместе, обладает ли он профессионально важными качествами для этих профессий.
- Поддерживайте связь с классным руководителем и специалистами СППС. Используйте результаты психолого-педагогической диагностики в организации эффективного общения с детьми.
- Будьте последовательны в своих начинаниях!
Рекомендации педагога-психолога
по развитию коммуникативных навыков у учащихся
Если раньше вы думали, что войти в число тех, кто отличается блестящими навыками общения, трудно, то вы очень и очень ошибались. На самом деле любая проблема имеет своё решение, зачастую достаточно простое, было бы только желание его искать. Вот некоторые правила, которые помогут вам организовать своё общение и сделать его более успешным.
- Умейте поставить конкретные коммуникативные задачи по отношению к партнёрам.
Стремитесь к осознанному и эффективному общению? Выбирайте подходящие эмоционально-мотивирующие задачи. Дело в том, что воздействовать на любого человека гораздо проще через его эмоциональную сферу. Поэтому развивайте эмпатию.
Бурно проявлять свои эмоции не стоит, это может показать вас не с лучшей стороны, но умение установить эмоциональный контакт всегда было главной характеристикой лучших коммуникаторов. Поэтому определите, какой именно результат вы хотите получить от разговора и определитесь с нужными эмоциями.
- Умейте не обращать внимания на психологические барьеры.
Внутренние барьеры возникают в процессе общения достаточно часто, и все бы ничего, но они выступают одним из главных препятствий плодотворного общения.
Но чтобы вам ничего не мешало, концентрируйте внимание на том, что для вас важно именно в процессе общения.
- Умейте руководить процессом общения.
Забудьте на время о логических шагах в общении – если вы будете постоянно заняты просчётом необходимости того или иного действия, то у вас просто не останется времени на то, чтобы добиться той цели, которую вы перед собой поставили.
Конечно же, с первого раза вы вряд ли сумеете «прочувствовать» общение, поначалу вам просто не обойтись без тренировок. Но зато потом вы сможете без особых проблем понимать настрой своего собеседника и разбираться, идёт ли он с вами на контакт.
- Умейте быть обаятельным.
Конечно же, вы не раз сталкивались с людьми, которые без особых проблем получают от общения все, что им нужно, а все благодаря харизме. Не нужно думать, что харизма – исключительно врождённое качество, его вполне можно и развить, для этого стоит позволить своё воображению пуститься в свободный полёт и освободить свою внутреннюю жизнь.
- Умейте убирать психофизические зажимы
Скованные или чересчур развязные телодвижения немедленно просигнализируют вашему собеседнику о наличии и у вас психофизических зажимов. Возможно, он не сумеет чётко идентифицировать природу вашего состояния, однако сразу поймёт, что с вами что-то не так. Соответственно, успешность вашего общения окажется под большим вопросом. Поэтому расслабьтесь и, конечно же, тренируйтесь.
Книги для самостоятельного изучения по развитию коммуникативных навыков:
- Патрик Кинг «Как улучшить навыки общения» – это книга-бестселлер от американского режиссера и сценариста поможет прокачать коммуникативные умения и навыки, изменить токсичные деструктивные установки и привычки при общении с другими людьми.
- М. Роудс «Как разговаривать с кем угодно». У многих людей существуют сложности при общении: страх начать беседу, отсутствие уверенности и низкая самооценка.
- М. Гоулстон «Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров». Красиво и убедительно говорить, чтобы привлечь к себе внимание собеседника – это искусство, а умение слушать – высший пилотаж. Люди любят, когда их слушают, и благодарны, когда их собеседник искренне и с интересом их слушает, и в ответ они будут слушать вас с превеликим удовольствием.
- Дж. Борг «Секреты общения. Магия слов». Очень часто человек в своей речи использует слова, которые «прилипли» к нему и кочуют из разговора в разговор, по этим словам можно определить, что за личность перед тобой
- С. Скотт «Разговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего». Автор учит конструктивным навыкам общения и призывает отказываться от пустой болтовни, во время которой теряются время и энергия.
- К. Феррацци, Т. Рэз «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга». Книга написана для бизнесменов, но будет полезна к прочтению и широкой публике. Автор учит, как развить коммуникативные навыки у взрослого и выстроить конструктивные отношения с окружающими людьми с помощью проверенной пошаговой стратегии.
Педагог-психолог В.В. Пиликевич