Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Рекомендации педагога-психолога педагогам по развитию социальных компетенций и повышению уровня профессионального самоопределения учащихся в подростковом и юношеском возрасте

Дата: 2 июня 2020 в 16:49

Психолого-педагогические рекомендации для участников

 педагогического проекта «Развитие социальных компетенций

 учащихся в системе работы социально-педагогической

 и психологической службы»

Рекомендации педагога-психолога педагогам по развитию социальных компетенций и повышению уровня профессионального самоопределения учащихся в подростковом и юношеском возрасте

  1. В работе по профессиональному самоопределению необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности учащегося, его способности, желания, профессиональные и личные интересы.
  2. Стимулируйте интерес учащихся к самопознанию. Для учащихся, неопределившихся в своём профессиональном выборе, будут полезны профдиагностика и профконсультирование с профориентологом или педагогом-психологом.
  3. Для развития профессионального самосознания полезно знакомство учащихся с описательной характеристикой профессий, их спецификой, а также беседы с представителями той или иной профессии, «профессиональное погружение» с возможностью проживания и примерки профессиональной роли. Данные мероприятия могут значительно облегчить выбор будущей специальности.
  4. Необходимо развивать у учащихся уверенность в себе, умение самостоятельно принимать решения в отношении своего профессионального выбора и дальнейшего профессионального обучения.
  5. Чаще создавайте ситуацию успеха, чтобы учащийся получал удовольствие, верил в свои силы и стремился к достижениям.
  6. Старайтесь избегать навязывания подросткам своих профессиональных взглядов и убеждений. Очень важно, чтобы молодые люди сами сделали свой выбор, он должен быть осознанным и соответствовать их интересам и способностям.

8. Используйте результаты психолого-педагогической диагностики в организации общения с детьми, испытывающими трудности социально-психологической адаптации.

9. Будьте последовательны в своих действиях и словах.

  1.  Поощряйте в учащемся инициативу. В то же время поощряйте и других детей в его присутствии, подчеркнув достоинства другого, покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.

Рекомендации педагога-психолога родителям по развитию социальных компетенций и повышению уровня профессионального самоопределения учащихся в подростковом и юношеском возрасте

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешным, уверенным в себе и готов тратить на это много денег и сил. Часто в повседневной гонке мы забываем о самом главном в воспитании - отношении к детям. Самые близкие люди — родители - оказывают решающее влияние на отношение ребёнка к себе, его самооценку.

  1. Необходимо формировать у учащихся потребность в труде, в общественно полезной деятельности. Если человек не может найти себя в труде, то ищет другие способы в реализации своего «Я» и часто находит их в бесцельном времяпрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни.
  2. Больше внимания уделяйте базовым потребностям, без которых не может сформироваться способность адаптироваться к новым условиям и адекватная самооценка.
  3. Старайтесь избегать упрёков и натиска в своих советах.
  4. Необходимо развивать в детях уверенность в себе, умение самостоятельно принимать решения в отношении своего профессионального выбора и дальнейшего профессионального обучения. Большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения и это естественно. Поэтому, ребёнку очень важно ощущать поддержку и сопричастность со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.
  5. Чаще создавайте ситуацию успеха, чтобы ребёнок получал удовольствие, верил в свои силы и стремился к достижениям.
  6. Ребёнок с позитивным самоотношением - уверен в себе, понимает, принимает и уважает себя. В поведении он независим, манера выражения - уверенная. Внимательное, уважительное отношение родителей к ребёнку способствует самопринятию ребёнка, отвергающее же - неприязненное, неуважительное, пренебрегающее - отношение приводит к неприятию им самого себя, переживанию им своей малоценности и ненужности.
  7. Сравнивайте ребёнка с самим собой, но не с другими.
  8. Поощряйте в ребёнке инициативу. В то же время поощряйте и других детей в его присутствии, подчеркнув достоинства другого, покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.
  9. Если ваш ребёнок выбрал профессию, проанализируйте вместе, обладает ли он профессионально важными качествами для этих профессий.
  10. Поддерживайте связь с классным руководителем и специалистами СППС. Используйте результаты психолого-педагогической диагностики в организации эффективного общения с детьми.
  11. Будьте последовательны в своих начинаниях!

Рекомендации педагога-психолога

по развитию коммуникативных навыков у учащихся

Если раньше вы думали, что войти в число тех, кто отличается блестящими навыками общения, трудно, то вы очень и очень ошибались. На самом деле любая проблема имеет своё решение, зачастую достаточно простое, было бы только желание его искать. Вот некоторые правила, которые помогут вам организовать своё общение и сделать его более успешным.

  1. Умейте поставить конкретные коммуникативные задачи по отношению к партнёрам.

Стремитесь к осознанному и эффективному общению? Выбирайте подходящие эмоционально-мотивирующие задачи. Дело в том, что воздействовать на любого человека гораздо проще через его эмоциональную сферу. Поэтому развивайте эмпатию.

Бурно проявлять свои эмоции не стоит, это может показать вас не с лучшей стороны, но умение установить эмоциональный контакт всегда было главной характеристикой лучших коммуникаторов. Поэтому определите, какой именно результат вы хотите получить от разговора и определитесь с нужными эмоциями.

  1. Умейте не обращать внимания на психологические барьеры.

Внутренние барьеры возникают в процессе общения достаточно часто, и все бы ничего, но они выступают одним из главных препятствий плодотворного общения.

Но чтобы вам ничего не мешало, концентрируйте внимание на том, что для вас важно именно в процессе общения.

  1. Умейте руководить процессом общения.

Забудьте на время о логических шагах в общении – если вы будете постоянно заняты просчётом необходимости того или иного действия, то у вас просто не останется времени на то, чтобы добиться той цели, которую вы перед собой поставили.

Конечно же, с первого раза вы вряд ли сумеете «прочувствовать» общение, поначалу вам просто не обойтись без тренировок. Но зато потом вы сможете без особых проблем понимать настрой своего собеседника и разбираться, идёт ли он с вами на контакт.

  1. Умейте быть обаятельным.

Конечно же, вы не раз сталкивались с людьми, которые без особых проблем получают от общения все, что им нужно, а все благодаря харизме. Не нужно думать, что харизма – исключительно врождённое качество, его вполне можно и развить, для этого стоит позволить своё воображению пуститься в свободный полёт и освободить свою внутреннюю жизнь.

  1. Умейте убирать психофизические зажимы

Скованные или чересчур развязные телодвижения немедленно просигнализируют вашему собеседнику о наличии и у вас психофизических зажимов. Возможно, он не сумеет чётко идентифицировать природу вашего состояния, однако сразу поймёт, что с вами что-то не так. Соответственно, успешность вашего общения окажется под большим вопросом. Поэтому расслабьтесь и, конечно же, тренируйтесь.

Книги для самостоятельного изучения по развитию коммуникативных навыков:

  • Патрик Кинг «Как улучшить навыки общения» – это книга-бестселлер от американского режиссера и сценариста поможет прокачать коммуникативные умения и навыки, изменить токсичные деструктивные установки и привычки при общении с другими людьми.
  • М. Роудс «Как разговаривать с кем угодно». У многих людей существуют сложности при общении: страх начать беседу, отсутствие уверенности и низкая самооценка.
  • М. Гоулстон «Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров». Красиво и убедительно говорить, чтобы привлечь к себе внимание собеседника – это искусство, а умение слушать – высший пилотаж. Люди любят, когда их слушают, и благодарны, когда их собеседник искренне и с интересом их слушает, и в ответ они будут слушать вас с превеликим удовольствием.
  • Дж. Борг «Секреты общения. Магия слов». Очень часто человек в своей речи использует слова, которые «прилипли» к нему и кочуют из разговора в разговор, по этим словам можно определить, что за личность перед тобой
  • С. Скотт «Разговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего». Автор учит конструктивным навыкам общения и призывает отказываться от пустой болтовни, во время которой теряются время и энергия.
  • К. Феррацци, Т. Рэз «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга». Книга написана для бизнесменов, но будет полезна к прочтению и широкой публике. Автор учит, как развить коммуникативные навыки у взрослого и выстроить конструктивные отношения с окружающими людьми с помощью проверенной пошаговой стратегии.

 

Педагог-психолог                                                                  В.В. Пиликевич

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.