Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных организаций по профилактике употребления ПАВ среди подростков.
В рамках темы профилактики употребления психоактивных веществ основное внимание уделяется первичной профилактике как девиантного поведения вообще, так и употребления вредных для здоровья веществ детьми и подростками.
В профилактической деятельности психологические и воспитательные технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании детей, родителей (законных представителей), членов семей, педагогов и других участников учебно-воспитательного процесса.
Занятия для детей. Главный акцент в занятиях для детей можно сделать на том, что быть здоровым в современном мире это модно и выгодно, так как это позволяет успешно учиться, работать, заводить семью и развиваться. В то время как вредные привычки могут стать серьезным препятствием на пути к профессиональному и личностному успеху.
Занятия разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Детям 10-12 лет педагог может рассказать об основных факторах здоровья человека, объяснить взаимосвязь физического, психологического и духовного компонента здоровья, напомнить об основных составляющих ЗОЖ. Особое внимание уделяется аспектам взаимодействия человека и компьютера, навыкам безопасной работы в интернет- пространстве.
Для подростков 13-15 лет важно раскрыть основные подходы к понятию «здоровье», «здоровый образ жизни», каковы компоненты ЗОЖ, а также современных тенденциях в мире здорового питания. Для профилактической работы с подростками также необходимо поговорить об опасности увлечения различными диетами, возможных негативных последствиях татуировок и пирсинга, ориентации бизнеса на выбор здорового, без вредных привычек персонала. Отдельным моментом является разговор о важности позитивного мышления и его роли в формировании успешного человека, более легком преодолении критических и стрессовых ситуаций.
Для проведения групповой работы с классом важно, чтобы учащиеся были сплочены, умели выстроить работу в команде. Если ребенок проявляет доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом, эмоционально сопереживать ровеснику, сотрудничать и действовать сообща, согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи, разрешать конфликтные ситуации, то у него будут хорошее друзья и меньше причин подвергаться негативному влиянию.
В рамках проведения профилактической работы полезным будет тренинг противодействия групповому давлению. Его цель - показать влияние стереотипов, статуса собеседника, пола и возраста на поведение человека.
Для практической работы педагогов могут быть полезны следующие рекомендации:
В планы учебных, воспитательных мероприятий на учебный год должны быть включены и те, которые направлены на профилактическую работу. Продумайте схемы проведения всех мероприятий на предмет сохранения психологического благополучия учащихся. Предлагаю Вам познакомится с вопросами для анализа планов мероприятий:
1.Соответствует ли данное воспитательное, учебное мероприятие возрастным, индивидуально-психологическим особенностям учащихся?
2.Своевременно ли оно проводится?
3.Оптимален ли уровень требований педагога по отношению к прогнозируемым достижениям учащихся?
4.Каковы будут методы поощрения и критики в адрес учащихся?
5.Как будет влиять выполнение мероприятия на успешность реализации дальнейшей программы воспитания (профилактики)?
Работа с родителями. Особое внимание следует уделить работе с родителями подростков, так как от родителей в первую очередь зависит благополучие детей.
Им необходимо рассказать об актуальной ситуации обсуждаемых проблем в настоящее время, повышать уровень компетентности родителей в вопросах об особенностях психологического развития и сложностях подросткового возраста, раннего выявления случаев употребления ПАВ, о влиянии на развитие личности друзей ребенка, их общих взглядов и интересов и т.д.
Информируя родителей необходимо, прежде всего, делать акцент на том, что именно семья является главным фактором, определяющим развитие здоровой и полноценной личности. Очень важную роль играет собственный пример авторитетных взрослых.
Необходимо привлекать родителей к профилактической работе. Регулярно информируйте родителей об участии их детей в занятиях по программе профилактики потребления ПАВ, которая осуществляются в вашей школе.
Целесообразно приглашать родителей на родительские собрания, занятия по основам безопасности, для участия в школьных мероприятиях не только профилактических (спортивных, праздничных и т.д.), для обеспечения совместной деятельности родителей и детей.
Лучшая профилактика употребления детьми ПАВ - это создание условий для разностороннего развития его личности, предоставление возможностей для творческого развития ребёнка, формирования его позитивного социального и культурного опыта.
Если было выявлено употребление ребенком табака, алкоголя , наркотиков, важно своевременно информировать родителей. А так же рассказать о тех службах, которые могут помочь в данной ситуации (телефоне экстренной психологической помощи, телефонах медицинских учреждений, оказывающих помощь детям).