ПРОГРАММА
психолого-педагогического сопровождения инновационного опыта
Актуальность программы:
Профессиональное становление в современной психологии понимается как процесс жизненного самоопределения личности, становления субъекта профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев); процесс поэтапного разрешения противоречий между социальными требованиями к профессии и желаниями и возможностями самого человека (Ю.П. Поваренков), формирование профессиональной мотивации, компетентности, профессионально важных качеств (Е.Ф. Зеер).
Формируя благоприятную среду в учреждении образования для успешного профессионального выбора, необходимо чётко понимать, какие направления работы могут помочь развитию профессиональной идентичности учащихся и сделать их активными участниками проектирования своей карьеры и будущего. Успешность личности напрямую зависит от уровня сформированности социальных компетенций: целеполагания, умения понимать и учитывать чувства и потребности других людей, умения управлять своими эмоциями в общении, способности к эффективной коммуникации. Для того, чтобы определить правомерность такого подхода и оценить эффективность образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство, необходимы адекватные методы диагностики с возможностью последующего анализа и определения путей наилучшей её адаптации в условиях современной школы.
Цель программы:
Обеспечение психолого-педагогических условий для успешного обучения и развития учащихся в процессе внедрения инновационного опыта.
Задачи:
- систематически отслеживать психоэмоциональный статус учащихся и динамику их психологического развития;
- оказывать помощь в построении индивидуального плана развития личности учащихся, содействовать формированию устойчивой мотивации достижения и социальной зрелости в соответствии с целями и задачами проекта;
- способствовать созданию психолого-педагогических условий, повышающих уровень профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях реализации образовательных проектов.
Основные направления программы психолого-педагогического сопровождения:
- развитие профессионального и личностного самоопределения учащихся;
- развитие мотивации учебной и профессиональной деятельности;
- способствование успешной социально-психологической адаптации личности и развитие социальных компетенций;
- развитие креативности, творческого потенциала и уникальности личности;
- формирование коммуникативной компетентности и форм продуктивного общения;
- формирование эстетической культуры и социальной зрелости личности.
Показателями эффективности реализации инновационного проекта являются:
- уровень личностного развития и профессионального самоопределения;
- мотивация достижения;
- уровень сформированности коммуникативных навыков;
- умение планировать своё будущее и профессиональную карьеру (целеполагание);
- уверенность в себе и самооценка;
- снижение тревоги и повышение стрессоустойчивости;
- умение понимать чувства других людей, эмпатия;
- удовлетворенность участников проекта процессом и результатами работы.
Сроки реализации программы и её обеспечение:
І этап: технологический (внедренческий) – сентябрь, 2019 – январь, 1021
- изучение информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению инновационной деятельности;
- поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в практику психолого-педагогического сопровождения;
- апробация программы психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности (апробация диагностического инструментария в каждом цикле, разработка форм регистрации результатов сопроводительной деятельности);
- определение диагностического инструментария исходя из критериев и показателей эффективности реализации проекта;
- методическое оснащение психологической службы;
- стартовый мониторинг образовательного процесса (сентябрь-октябрь. 2019);
- Организация консультационного пункта по вопросам индивидуального сопровождения учащихся, участвующих в проекте (работа с практическими пособиями, построение индивидуальных планов развития и достижения целей, личностное и профессиональное самоопределение).
ІІ этап: рефлексивный - апрель, 2020 – апрель, 2021
- отслеживание динамики развития учащихся по основным показателям эффективности;
- оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в личностном и профессиональном самоопределении.
- промежуточный мониторинг эффективности реализации образовательного проекта: проведение промежуточной диагностики учащихся в соответствии с основными критериями и показателями эффективности реализации ПП, обработка результатов и составление таблиц первичных эмпирических данных (март – апрель, 2020);
- интерпретация и анализ результатов диагностики, выявление динамики по показателям эффективности, оформление справки и составление рекомендаций для участников педагогического проекта;
- корректировка системы психолого-педагогического сопровождения педагогического проекта;
- коррекционно-развивающая работа с учащимися, нуждающимися в психолого-педагогической помощи;
- оказание консультативной помощи педагогам по вопросам психолого-педагогического сопровождения, проведение индивидуальной и групповой работы с участниками проекта.
- итоговая диагностика в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации педагогического проекта (март – апрель, 2021);
- обработка и интерпретация результатов внедрения психолого-педагогического сопровождения;
- составление справки по результатам итоговой диагностики, определение перспектив и путей дальнейшей работы по внедрению педагогического опыта.
Ожидаемые результаты внедрения системы психолого-педагогического сопровождения педагогического проекта:
- адаптация учащихся в условиях реализации педагогического проекта;
- положительная динамика формирования личностного и профессионального самоопределения;
- повышение уровня развития социальных компетенций учащихся;
- повышение социальной зрелости учащихся;
- психологическая готовность выпускников гимназии к самостоятельной жизни;
- опыт проектной деятельности и повышение профессиональной компетентности в освоении образовательных программ и инновационных технологий.
Педагог-психолог В.В. Пиликевич