Отчёт
о проделанной работе по реализации педагогического проекта
С августа 2019/2020 учебного года в ГУО «Узденская районная гимназия» началась работа по реализации педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы», согласно поставленной цели и задачам.
Цель: развитие социальных компетенций учащихся посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство».
Задачи:
- Создать образовательное пространство для успешной реализации педагогического проекта.
- Организовать психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение проекта.
- Осуществлять практико-ориентированный подход посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» и стимулирования активности учащихся в социально-образовательной среде.
- Способствовать укреплению межпредметных связей, используя возможности образовательного процесса.
- Оценить и обобщить результаты проекта, подготовить методические рекомендации и проектные продукты, способствующие развитию социальных компетенций учащихся в условиях образовательного процесса.
Актуальность данного проекта заключается в идее компетентностного подхода в обучении, отличительной особенностью которого является усиление практической жизненной направленности образования. Рассматривая процесс развития социальных компетенций учащихся в контексте допрофильной и профильной подготовки, можно выделить ряд противоречий, из-за которых возможности школьного образования реализуются далеко не полностью.
Во-первых, это связано с пониманием социальной компетентности, ее смыслового содержания, согласно которому традиционное предметное обучение, подготовка к выбору профессии уже сами по себе способствуют развитию социальных компетенций. Однако необходимо понимать, что такие компетенции как целеполагание, умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей, умение управлять своими эмоциями в общении, способность к эффективной коммуникации в новых условиях могут успешно формироваться только в практической деятельности.
Во-вторых, в ходе профориентационной работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути и профессии, в частности. У многих учащихся обнаруживаются трудности в проектировании собственного будущего, неумение планировать свою деятельность, недостаточное представление о собственных сильных и слабых сторонах личности, в следствие чего профориентация в рамках образовательного процесса всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокого уровня профессионализма.
Основная идея педагогического проекта заключается в развитии социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы посредством внедрения образовательной программы профориентационной направленности «Жизненные навыки и трудоустройство» в сочетании с интегрированными уроками по обществоведению и психологии, тем самым обеспечивая усиление межпредметных связей и способствуя успешной личностной и профессиональной самореализации учащихся гимназии.
Кроме того, проект предусматривает такие формы реализации, как «профессиональное погружение», встречи с мотивационными спикерами, диагностика индивидуальных особенностей и профессиональной направленности личности.
В качестве проектного продукта предполагается разработка программы тренингов социальных навыков профориентационной направленности, адаптированных к условиям образовательного процесса и требованиям, предъявляемым современным рынком труда к будущим специалистам.
В реализации данного проекта участвуют 40 учащихся (9 «А», 10 «Б» классы) и 5 педагогов: руководитель проекта сертифицированный тренер программы «Жизненные навыки и трудоустройство»/педагог-психолог Пиликевич Вероника Валерьевна, учитель обществоведения и истории/классный руководитель 9 «А» класса Демидович Светлана Николаевна, сертифицированный тренер программы «Жизненные навыки и трудоустройство»/классный руководитель 10 «Б» класса Михед Ирина Васильевна, педагог социальный Литвиненко Татьяна Александровна.
За период с 20.08.2019 по 20.01.2020 было проведено 31 мероприятие согласно календарному плану реализации педагогического проекта. Из них:
- 10 занятий (сессий), разработанных на основе международной образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство»;
- 6 интегрированных занятий по обществоведению;
- мастер-класс по теме проекта (10.10.2019);
- выступления на педагогическом совете (20.08.2019) и педагогическом фестивале (14.12.2019) по теме «Особенности психолого-педагогического сопровождения профильного обучения»;
- 3 групповые консультации с учащимися и педагогами по вопросам реализации педагогического проекта (17.09.2019, 24.09.2019, 27.09.2019);
- стартовая диагностика учащихся и педагогов, участвующих в реализации проекта (17.09.2019, 14-15.10.2019);
- постоянно действующий семинар для педагогов, участников проекта, «Развитие социальных компетенций учащихся» (1. «Осмысление сильных и слабых сторон личности. Формирование адекватной самооценки собственных качеств, способностей и возможностей») (21.11.2019);
- методическая неделя СППС по профориентации (13-18.01.2020);
- профессиональное погружение (04.10.2019, 22.11.2019, 30.12.2019, 31.12.2019, 16.01.2020).
Кроме того, на сайте гимназии была создана вкладка в разделе «Проектная деятельность» для информации о педагогическом проекте.
Разработан и подготовлен баннер проекта. (Приложение)
Для участников подготовлен электронный ресурс в локальной сети «В помощь педагогам, реализующим педагогический проект», где размещаются информационные материалы по проекту. Организованы постоянно действующие семинары «Развитие социальных компетенций учащихся».
Перед началом работы над проектом были пересмотрены и несколько скорректированы методы оценки результатов по выделенным критериям и показателям. В связи с чем, была составлена психолого-педагогическая программа сопровождения проекта и подобран соответствующий диагностический инструментарий. В стартовой диагностике были использованы следующие методики и методы изучения личности учащихся и педагогов, участвующих в проекте:
- методика диагностики индивидуального творческого стиля педагогической деятельности (В.С. Мерлин, Е.А. Климов);
- опросник А.П. Гольштейна «Определение уровня развития социальных навыков»;
- методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин);
- методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов);
- опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН);
- шкала тревоги Спилбергера-Ханина;
- методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан);
- анкета «Определение психологического климата в классе»;
- анкета «Изучение удовлетворённости образовательным процессом в школе»;
- наблюдение и анализ результатов деятельности.
По результатам диагностики были составлены таблицы первичных эмпирических данных по основным показателям проекта. Для удобства оценки динамики и результативности реализации проекта сырые баллы были приведены к среднеарифметическим значениям.
По результатам стартовой диагностики ключевых социальных компетенций было выявлено, что их самооценка учащимися несколько занижена. Для группы учащихся, участвующих в проекте свойственны трудности самовыражения в общении, затруднения в выражении чувств и переживаний, а также чуть ниже среднего уровень развития навыков коммуникации. (Приложение)
Наиболее эффективными формами работы по проекту явились тренинги социальных навыков, составленные на основе программы «Жизненные навыки и трудоустройство», учитывая возраст и потребности учащихся, а также – профессиональное погружение и взаимодействие с мотивационными спикерами (специалистами-профессионалами).
В рамках проекта по программе «Жизненные навыки» проведены следующие занятия:
15.11.19 - Занятие 1. Что привело нас сюда? Введение и краткий обзор.
Цель: введение в программу «Жизненные навыки», знакомство участников друг с другом, определение ожиданий посредством изучения профессиональных возможностей.
13.12.19 - Занятие 2. Понимание и поиск себя.
Цель: изучение и осознание своих собственных черт, навыков и мотивирующих факторов в жизни.
21.12.19 - Занятие 3. Мотивационные спикеры. Подготовка ко встрече с гостями.
Определение факторов успеха, получение и обобщение полезной информации и вдохновения на идеи от профессионалов.
17.01.20 - Занятие 4. Встреча с мотивационными спикерами. Определение карьерных шагов.
Цель: анализ факторов успеха профессионалов и их накопленного опыта.
Программа «Трудоустройство»:
14.11.19 - Занятие 1. Введение и краткий обзор.
Цель: введение в программу «Трудоустройство», знакомство участников друг с другом, определение ожиданий посредством изучения профессиональных возможностей.
21.11.2019 - Занятие 2. Личные размышления (1).
Цель: изучение и осознание своих собственных черт, навыков и мотивирующих факторов в жизни.
12.12.2019 - Занятие 3. Личные размышления (2).
Цель: повышение способности действовать; развитие коммуникативных навыков и навыков командной работы.
20.12.2019 - Занятие 4. Работа, которая мне подходит.
Цель: осознание требований к профессионалу, которые может предъявить работодатель.
23.12.2019 - Занятие 5. Поиск работы.
Цель: осознание того, что важно при поиске работы.
16.01.2020 - Занятие 6. Мои навыки, возможности и ограничения.
Цель: определение своих сильных и слабых сторон при поиске подработки.
В ходе работы по данной программе с группой учащихся 9-10-х классов наметилась хорошая перспектива в развитии таких важных навыков социального поведения как:
- взаимодействие в коллективе и позитивное общение;
- целеполагание и самопрезентация;
- саморегуляция поведения и эмоций;
- решение проблемных ситуаций;
- позитивное и конструктивное отношение к собственной личности.
Как показала практика, наиболее сложными для освоения оказались такие социальные компетенции, определяющие успешность личности, как
- работа над собственными ресурсами, осознание своих сильных и слабых сторон;
- самовыражение и самопрезентация;
- планирование и достижение поставленных целей.
Таким образом, дальнейшая работа по программе будет вестись с учётом особенностей и потребностей группы.
Результаты стартовой диагностики самоопределения также выявили, что большинство учащихся имеют трудности в определении профессионального пути. Для учащихся, участников проекта, характерен ярко выраженный статус «кризиса выбора». (Приложение) Причём, в меньшей степени он соответствует учащимся 9-го класса, поскольку некоторые ребята собираются поступать в СУЗы и с профессиональной областью определились. Такое состояние характерно для человека, исследующего альтернативные варианты профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение в отношении своего будущего. Эти юноши и девушки размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. Как правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходят к состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности.
Одна из форм реализации проекта, как было отмечено выше, это профессиональное погружение. Профессиональное «погружение» создает условия для активного самопознания подростков, исследования собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также помогает им погрузиться в мир профессий той сферы, которая вызывает у них наибольший интерес.
При проведении мероприятия важна активность учащегося, его участие в обсуждении модели профессионала. Основная задача педагогов в данном направлении состоит в том, чтобы пробудить у подростка интерес к профессии, заставить задуматься о своем профессиональном самоопределении.
Цель погружения - активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
В нашей гимназии профессиональное «погружение» проходило преимущественно во время каникул для заинтересованных детей. Продолжительность такого погружения около 3-4 часов и включало в себя обзорные экскурсии по предприятию либо учреждению, знакомство с особенностями профессиональной деятельности, режимом и условиями труда, требованиями, предъявляемым к специалистам, общение с профессионалами, апробацию трудовых действий, знакомство с принципами работы профессионального оборудования, а также с возможностями поступления в ССУЗы и ВУЗы по выбранной специальности и дальнейшего профессионального развития.
Так для учащихся 10 класса групп педагогической направленности 04.10.19 были организованы педагогические пробы в рамках дня самоуправления в гимназии. На зимних каникулах 10.01.20 учащейся было подготовлено и проведено занятие по теме «Домашние животные» с детьми детского сада.
Во время зимних каникул 4 участника проекта также сделали свои первые шаги в профессию. Профессиональное погружение они прошли в пожарной части РОЧС и центральной районной больнице. В результате «погружения» один из учащихся, уже имеющий опыт в альпинизме и спортивном ориентировании, изъявил желание посещать тренировки совместно с командой МЧС. Так же ребята заинтересовались возможностью участвовать в соревнованиях юных спасателей от РОЧС нашего района.
Кроме того, у ребят, определившихся с профессией медицинского профиля, появилась возможность трудоустройства и практики в качестве санитара либо медицинского помощника в летний период. У них появилась ещё одна возможность изучить профессию более детально.
Необходимо отметить, что сами организации, к которым мы обращались за помощью в реализации проекта, заинтересованы в будущих специалистах, для которых профессия – это осознанный выбор, в основе которого заложены природные склонности и способности, устойчивый интерес и желание развиваться профессионально и личностно.
Руководитель проекта В.В. Пиликевич