Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся на III ступени общего среднего образования

Дата: 16 января 2020 в 23:26, Обновлено 19 января 2020 в 00:02

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся на III ступени общего среднего образования

В.В. Пиликевич,

педагог-психолог гимназии

Если профессия выбрана правильно, то труд для человека становится источником радости, творческого вдохновения, поэтому приносит наибольшую пользу всему обществу.

Помочь молодому человеку совершить профессиональный выбор в соответствии со своими способностями, интересами, склонностями и потребностями рынка труда призвана профессиональная ориентация – система мероприятий по оказании помощи в профессиональном самоопределении молодому человеку, выбирающему профессию (оптанту), выступающему объектом и субъектом в этом процессе.

 Профессиональная ориентация учащихся подводит старшеклассников к обдуманному профессиональному самоопределению, поэтому профессиональная ориентация в школе – одна из важных педагогических и психологических проблем. Перед молодыми людьми, вступающими в жизнь, стоит задача выбора профессии, что можно представить в виде формулы: «надо» (потребности рынка труда) – «хочу» (профессиональные проекты, планы, намерения) – «могу» (склонности, способности, возможности личности), в которой все составляющие должны согласоваться друг с другом. Этому согласованию призвана содействовать профессиональная ориентация, ставшая частью образовательного процесса и в нашей гимназии.

   Важно, чтобы представления о профессии были достаточно полными, адекватными и совпадающими с желаниями, профессиональными предпочтениями и склонностями человека. В этом случае профессиональные намерения становятся более устойчивыми и побуждают учащихся планировать работу по подготовке к их реализации.

   Профессиональное намерение можно считать обоснованным, если оно согласуется с интересами, склонностями и способностями личности и к тому или иному виду деятельности. Важно также, чтобы психические и физические данные человека соотносились с требованиями профессии к человеку, а представления о содержании профессии соответствовали ее описанию.

   На успешность профессионального самоопределения учащихся значительное влияние оказывают содержание, методы и формы профориентационной работы, которая проходит в несколько этапов.

Кроме того, следует отметить, что профориентационная работа с учащимися старших классов ведётся не только согласно плану психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, но и в рамках факультативных занятий «Моё профессиональное будущее», «Введение в педагогическую профессию». Последний является одним из элементов системы непрерывной специализированной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования, ориентированной на продолжение образования в вузах педагогического профиля.

Кроме того, повысить эффективность профориентационной работы позволяет реализация различных проектов, призванных восполнить недостатки образовательных программ и удовлетворить требования времени ориентируясь на практическую составляющую профориентационной деятельности.

В 2018\2019 учебном году был разработан педагогический проект гимназии профориентационной направленности «Развитие социальных навыков учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы», который был рекомендован к реализации в 2019\2021 годах. Описание:Занятие 4\50D40C87-F589-47E5-B7DB-4C891A13BC2C.JPEGОсновная идея проекта заключается в развитии социальных компетенций учащихся посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» в сочетании с интегрированными уроками по обществоведению и психологии, тем самым обеспечивая усиление межпредметных связей и способствуя успешной личностной и профессиональной самореализации учащихся гимназии.

Кроме того, проект предусматривает такие формы реализации, как «профессиональное погружение», встречи с мотивационными спикерами, диагностика индивидуальных особенностей и профессиональной направленности личности.

Предполагается, что реализация проекта будет способствовать развитию ключевых компетенций учащихся 9-11-х классов, важных для успешной социализации в обществе и профессиональном самоопределении:Описание: F:\SOS\Проект Жизненные навыки и трудоустройство\ Жизненный навыки\Отчёты\Занятие 11\P3130048.JPG

  • Личностное понимание.
  • Осмысление сильных сторон и профессиональных навыков.
  • Определение составляющих успеха.
  • Постановка и достижение целей.
  • Критическое мышление.
  • Управление конфликтами и решение проблем.
  • Эффективное общение.
  • Финансовая грамотность.
  • Эффективное распределение времени.
  • Предвидение трудностей и поиск путей их решений.
  • Развитие самосознания в профессиональном контексте.

Описание: D:\Психея\ПЕДКЛАСС\Пед классы 1819\Жук Никита\1 Мой портрет\Фото Жук\IMG_2557.JPG

Профессиональное просвещение – первый этап в системе профориентации.

   Профпросвещение осуществляется по следующим направлениям.

  1. Работа с учащимися:
  • формирование личного профессионального плана,
  • знакомство с информацией об учебных заведениях (справочники для поступающих, лекция консультанта из Центра профориентации молодежи, лекции представителей средних и высших учебных заведений),
  • памятки по подготовке и сдаче экзаменов,
  • экскурсии в профессиональные учебные заведения и на предприятия,
  • знакомство с ситуацией на рынке труда (современные профессии, профессии будущего, требования нанимателей сегодня, выступление консультанта из районного центра занятости),
  • знакомство с профессиограммами (характеристика профессии, требования профессии к человеку, профессионально важные качества, медицинские противопоказания, где можно получить данную профессию),
  • информация по поиску работы (правила, определяющие философию поиска работы; составление резюме; правила поведения на собеседовании; тестирование при поступлении и приёме на работу).
  1. Работа с педагогами:
  • нацеливание на профориентационную работу с учащимися через учебный предмет (взаимосвязь учебного предмета и профессиональной сферы), которая будет способствовать развитию интереса к изучаемому предмету, повышению учебной мотивации,
  • информация о взаимосвязи интересов, возможностей, способностей учеников и их профессиональных намерениях.
  1. Работа с родителями:
  • информация о взаимосвязи интересов, возможностей, способностей детей и их профессиональных намерениях,
  • правила по подготовке к экзаменам для родителей,
  • советы родителям, как помочь детям подготовиться к централизованному тестированию.

Второй этап работы – это профдиагностика как способ самопознания.

      Диагностика профессиональных интересов включает в себя следующие основные методики:

  1. Дифференциально-диагностический опросник. В его основу положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».

Результаты диагностики характеризуют область наиболее целесообразного применения сил испытуемого.

  1. Методика «Карта интересов» отражает направленность интересов человека к различным видам деятельности и уровень этого интереса.
  2. Опросник «Направленность личности». Интерпретация результатов теста демонстрирует: направленность на себя, направленность на взаимоотношения, направленность на задание.
  3. Методика для определения социальной направленности личности, оценки профессионального личностного типа Джона Голланда.

Методика дает информацию о принадлежности к следующим типам социальной направленности: реалистический тип, интеллектуальный тип, социальный тип, конвенциальный тип, предприимчивый тип, артистический тип.

   Исследование профессионально-значимых свойств личности включает в себя:

  1. 4 шкалы из 16-факторного личностного опросника Р.Кеттелла. предназначен для оценки степени выраженности отзывчивости, эмоциональной устойчивости, ответственности, самоконтроля.
  2. Теппинг-тест (сила нервной системы). Выявляются типы нервной системы.
  3. Тест Айзенка определяет и характеризует тип темперамента.

Более подробно с описанием выше представленных методик и их взаимосвязью с профессиями можно ознакомиться в приложении.

Также в профориентационной работе широко используются профориентационные игры, которые позволяют создать ситуации погружения в профессию, соотнести требования профессии со своими возможностями и интересами, способствуют активизации профессионального самоопределения учащихся.

   Проигрывание различных жизненных и профессиональных ситуаций знакомо человеку с детства. В игре ребенок подражает жизни взрослых, их профессиональной деятельности и их взаимоотношениям. Профориентационные игры позволяют решить многие задачи:

  1. активизируют учащихся, поднимают интерес к проблемам профессионального самоопределения;
  2. формируют у подростков умение самостоятельно и осознанно строить и корректировать свои профессиональные планы;
  3. знакомят учащихся с миром профессий, дают возможность развивать свои профессиональные способности;
  4. формируют умение ориентироваться в мире профессий;
  5. позволяют профориентационный материал представить в наглядной предметной форме, что способствует лучшему его пониманию и запоминанию;
  6. изменяют стереотипы, имеющиеся у учащихся к различным профессиям.

   По результатам профдиагностики и профориентационных тренингов по необходимости проводятся индивидуальные консультации с учащимися.

Профконсультирование – заключительный этап в профоринтационной деятельности.

Консультирование проводится в форме индивидуальных бесед с учащимися. Выясняются следующие вопросы:

  • Кем хочет быть?
  • Каковы мотивы выбора профессии? Кто повлиял на данный выбор?
  • Какие перспективы и возможности имеет профессия?
  • Легко ли найти место работы?
  • Что будет делать? Каким образом? Каков характер и содержание труда? Понравится ли этим заниматься?
  • Какие условия будущей работы? Какой режим работы, условия на рабочем месте, оплата труда, отпуск, выходные и т.п.? соответствуют ли условия представлениям о работе?
  • Что требует профессия от человека? Какие требования предъявляются к состоянию здоровья и физическим качествам, склонностям, способностям, чертам характера, уровню образования? Соответствуют ли его качества этим требованиям?
  • Какие школьные предметы, практические умения и навыки могут пригодиться в первую очередь? Есть ли интерес к этим предметам?
  • Как лучше подготовиться к освоению профессии?
  • Где и как можно приобрести профессию? Что надо знать при поступлении в учебное заведение?
  • Каковы ближайшие и перспективные профессиональные планы? Есть ли запасные варианты выбора профессии?

Таким образом, профпросвещение и диагностика, профконсультирование, проектная деятельность профориентационной направленности создают условия для широкой информированности учащихся о мире профессий, о необходимых навыках и умениях, личностных особенностях, содействуют развитию социальных компетенций, необходимых для успешной личностной и профессиональной самореализации в обществе.

Литература:

  1. Профессиональная ориентация учащихся. – Мн.: Изд.ООО «Красико-Принт», 2004.
  2. Профессиональное и личностное самоопределение. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  3. Климов В.А. Как выбирать профессию. – М, 1984.
  4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М, 1993.
  5. Самоукина Н.В. Программа развивающих игр «Я выбираю профессию». - М, 1992.

Приложение

Описание основных диагностических методик

  1. Дифференциально-диагностический опросник. В его основу положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда. Первую группу составляют профессии типа «человек-природа», где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии как агроном, зоотехник, ветеринар, садовник, лесник и т.д.. основой второго типа являются отношения «человек-техника», объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Третью группу образуют профессии типа «человек-человек», где объектом труда являются люди, группы, коллективы (сфера обслуживания, медицина, педагогика и т.д.). Четвертую группу составляют профессии типа «человек-знаковая система». Объектами являются условные знаки, цифры, коды, таблицы (корректоры, программисты, статисты, экономисты и т.п.). «Человек-художественный образ» – основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности (ювелир, фотограф, музыкант, художник, писатель, артист и т.п.).

Результаты диагностики характеризуют область наиболее целесообразного применения сил испытуемого.

  1. Методика «Карта интересов» отражает направленность интересов человека к различным видам деятельности и уровень этого интереса.
  2. Опросник «Направленность личности». Интерпретация результатов теста демонстрирует:
  • направленность на себя – отражает, в какой мере человек описывает себя как ожидающего прямое вознаграждение безотносительно выполненной работы или безотносительно сотрудников, с которыми работает; такой человек интроспективен, больше интересуется собой, чем другими людьми, игнорирует работу, которую должен выполнять;
  • направленность на взаимоотношения – отражает интенсивность, с которой человек старается поддерживать хорошие отношения с людьми, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнение конкретных заданий или оказанию настоящей, искренней помощи людям; такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, по сути дела сам не вноси никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы;
  • направленность на задание – отражает интенсивность, с которой человек выполняет задания, решает проблемы, и в какой мере он заинтересован выполнять свою работу как можно лучше; несмотря на свои личные интересы, такой человек будет охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит продуктивность работы группы; в коллективе он изо всех сил стремится отстоять свое мнение, которое сам считает правильным и полезным для выполнения задания.
  1. Методика для определения социальной направленности личности, оценки профессионального личностного типа Джона Голланда.

Методика дает информацию о принадлежности к следующим типам социальной направленности:

  • Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально-стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.
  • Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.
  • Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).
  • Конвенциальный тип – предпочитает четкую структуированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.
  • Предприимчивый тип – избирает цели. Которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т. д.
  • Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он не социален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество.

   Исследование профессионально-значимых свойств личности включает в себя:

  1. 4 шкалы из 16-факторного личностного опросника Р.Кеттелла. предназначен для оценки степени выраженности отзывчивости, эмоциональной устойчивости, ответственности, самоконтроля.
  2. Теппинг-тест (сила нервной системы). Выявляются следующие типы нервной системы:
  • сильная (выдерживает большую по величине и длительную нагрузку);
  • средняя (нуждается в отдыхе и перемене вида деятельности);
  • средне-слабая (промежуточный уровень между средней и слабой нервной системой, характеризуется способностью к кратковременной мобилизации сил нервной системы);
  • слабая (низкий уровень работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом, неспособность выдерживать длительные нагрузки).
  1. Тест Айзенка определяет и характеризует тип темперамента.

   Рекомендуемая профессиональная деятельность по типам темперамента.

Сангвинический темперамент (тип нервной системы – сильный, уравновешенный, подвижный) – организаторская, управленческая, руководящая, педагогическая, диспетчерская, исследовательская, контролирующая, спортивная, изыскательская, участие в коллективных ремонтных и пусконаладочных работах, водительский труд, обслуживание населения и другие предпочтительно немонотонные работы.

Холерический темперамент (тип нервной системы – сильный, неуравновешенный, возбудимый) – творческая (артистическая, музыкальная, художественная, техническая) спортивная, организаторская, а также ручной физический коллективный труд.

Флегматический темперамент (тип нервной системы – сильный, уравновешенный, инертный) – индивидуальная трудовая, конструкторская, операторская, исполнительская, исследовательская, контролирующая, медицинское обслуживание, аналитическая работа, обработка данных, бухгалтерские операции.

Меланхолический темперамент (тип нервной системы – слабый) – творческая (литературная, музыкальная, изобразительное искусство), поисковая, исследовательская, исполнительская, наблюдательская, медицинское обслуживание, дошкольное воспитание.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.