Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Активные формы работы на уроках

Дата: 17 октября 2019 в 20:46, Обновлено 31 октября 2019 в 22:08

Активные формы работы на уроках

   Активными называют такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий характер. Разнообразие активных методов обучения представлено в таблице 1.

Таблица 1

Имитационные Неимитационные
Игровые Неигровые

ролевые игры;

деловые игры (учебные, производственные, исследовательские);

игровое проектирование и др.

анализ конкретных ситуаций;

имитационные упражнения;

тренинг и др.

проблемные семинары;

тематические дискуссии;

проблемные лекции;

круглые столы;

эвристические методы обучения (мозговой штурм, метод синектики и т.д.) и др.

Игровое проектирование на основе метода проектов.

Сущность метода проектов состоит в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Дидактическая игра. Под которой понимается вариант учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной школе, в ходе которой происходит непосредственное освоение обучающимися дидактического материала, поданного в игровой форме. Она достаточно эффективна при обучении химии, но это не означает, что все уроки необходимо проводить в виде игры.

Анализ конкретных ситуаций. Состоит в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства.

Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения системного решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

Эвристические методы обучения – активизируют познавательную самостоятельность обучающихся. Система современных эвристических методов обучения  включает:

1. Метод мозговой атаки

1.1. Прямая мозговая атака

1.2. Массовая мозговая атака

1.3. Мозговой штурм 

2. Метод эвристических вопросов (метод ключевых вопросов)

3. Метод многомерных матриц (метод морфологического анализа)

4. Метод свободных ассоциаций

5. Метод инверсии

6. Метод эмпатии

7. Метод синектики

1. Методы «мозговой атаки» понимаются как метод стимуляции творческой активности обучающихся. Они позволяют преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение (коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально).

2. Метод эвристических вопросов.  Его целесообразно применять для накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации, для систематизации уже имеющейся информации.

3. Метод  многомерных матриц. Зачастую новое – это непривычная комбинация уже известных элементов или известного с неизвестным. Этот метод основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы.

4. Метод свободных ассоциаций. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи.

5. Метод инверсии (обращения), ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.

6. Метод эмпатии, который чаще называют методом личной аналогии. Специфика приема состоит в том, что это как бы связующее звено между интуитивными и логическими процессами мышления. Данный метод предполагает создание фантастических образов, ра    зрушает «барьеры здравого смысла» и может натолкнуть на оригинальные идеи.

7. Метод синектитки (синектика – объединение разнородных элементов). Применяя этот метод нужно избегать четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение должно начинаться не с собственно задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков. Такой анализ проясняет постановку проблемы, четче обрисовывает ее. Понятно, что многое зависит от руководителя творческой группы, его личностных качеств и профессиональных способностей.

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Процедура «Коллективный анализ»
  • Директор и его заместители посещают один и тот же урок у одного учителя.
  • Затем каждый администратор на совещании излагает свою точку зрения и проводится углубленный анализ полученной информации, составляется итоговая аналитическая справка, которая выдается учителю.
  • Учитель после изучения справки пишет собственное резюме.
  • На заключительном этапе совместно членами  администрации и учителем проводится согласование позиций и разработка индивидуальной траектории дальнейшей деятельности учителя.
  • Каждое посещение урока или серии уроков осуществляется без определения заранее заданной цели посещения ( один из способов, позволяющий совершенствовать рефлексивные умения членов администрации) или с заранее определенными целями исследования.
  1. Процедура «Продленная конференция»
    • Учитель по договоренности с заместителем директора разрабатывает развернутый план урока, затем на собрании заинтересованных учителей он рассказывает и объясняет поэлементно всю технологию проведения урока. В ходе последующего обсуждения все участники вносят свои предложения и идеи по каждому элементу урока. Учитель отбирает все, что работает на усиление и улучшение.
    • Когда учитель дает урок, он приглашает на него всех участников обсуждения.
    • В ходе коллективного обсуждения все участники продленной конференции обсуждают ход и полученные в процессе урока результаты.
    • Подобный способ позволяет, поскольку в событии принимают участие учителя, преподающие разные предметы, использовать в работе метод коллективного анализа.
  2. Процедура «Игровой стол»
    • В процессе проведения серии контрольных уроков, каждый учитель записывает все недостатки, не достижения, ошибки, упущенные возможности.
    • На собрании педагогического сообщества учителя рассказывают по записям о допущенных реально или модельно ошибках и в процессе обсуждения участники ищут возможные решения названных проблем.
  3. Методика «Мозаика»
    • Учитель вместе с учащимися показывает педагогам разные отрывки уроков. В каждом отрывке показываются разные методики, приемы и формы работы на уроке и с учащимися.
    • Затем проводится семинар с осмыслением увиденного и услышанного и выработка рекомендаций по организации методической работы в школе.
    • Возможно показать последовательно разные элементы урока. Каждый учитель показывает элементы одного из этапов урока
  4. Методика «Защита программы»
    • Учитель разрабатывает малую образовательную предметно-воспитательно-развивающую программу, включающую в себя проверку предметного содержания через призму нравственности.
    • Предъявляет ее коллегам, исходя из интересности, важности, соответствия стандартам, детской психологии, продуктивного обучения, реализации воспитывающего и развивающего начала, методического обеспечения, ценностного и понятийного подхода.
  5. Методика «Человек со стороны»
    • Каждый учитель отсматривает с разрешения коллег 10-20 уроков.
    • Задача заключается в том, чтобы по определенной схеме найти все то, что было бы полезно для «посетителя».
    • После посещения урока на практико- теоретическом семинаре все проверяющие, не имея права критиковать и искать недостатки, выступают с аргументированным сообщением о тех находках, которые они сделали во время своего учебно- методического путешествия.
  6. Методика «Профессиональная рефлексия»
    • Учитель в свободной форме составляет трактат или очерк о системе своей деятельности на тему «Как я учу и воспитываю».
    • Специальная комиссия определяет степень значимости и полезности написанных текстов и дает добро на копирование.
    • Затем педагоги читают эти тексты, и  если они оказались значимы, то проводится авторский вечер одного или нескольких педагогов, на котором они отвечают на вопросы, показывают в реальном времени свои методы работы.
    • Все участники вечера сдают рефлексивные листочки с оценкой по 10-бальной шкале полезности того, что они увидели и услышали, после чего администрация в приказе сообщает о стимулах и принятии опыта к реальному распространению.
  7. Методика «Обмен»
    • Учителя, собравшись в малые группы, берут на себя труд изучить многое или все по той или иной образовательной технологии, авторской методике, провести апробацию, исследование, обнаружить все достоинства и недостатки той или иной системы и вынести это в виде обучения педагогов в реальном времени на педагогический коллектив.
    • Это не лекционный способ, а фактическое обучение, когда технология или метод изучаются педагогами здесь и теперь в качестве учащихся.
    • Всякий акт обучения заканчивается бурным обсуждением продуктивного приращения, находок, микрооткрытий, дальнейших возможностей.
  8. Методика «Парный или интегрированный урок»
    • Интегрированный урок ведут преподаватели разных предметов, используя предметные и методические приемы и возможности для получения эмоционального и познавательного эффекта.
    • Хорошо, если этот урок проводится с элементами театрализации.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.